Формирование нравственно-волевых качеств, эмоциональной стойкости
Формирование нравственно-волевых качеств, эмоциональной стойкости
Для формирования высокого уровня морально-волевых качеств и эмоциональной стойкости юных хортистов нужен прежде всего личный пример тренера и осуществление ряда специальных мероприятий, которые составляют раздел воспитательной работы (лекции, беседы, диспуты). С другой стороны на это направленный специально организованный тренировочный процесс. Тренеру следует вводить в тренировку упражнения с предельным напряжением мышц, на достижение максимальной скорости движений, высокое напряжение внимания, преодоление отрицательных психических состояний (болезнь, утомление). Такие упражнения должны быть индивидуальными и групповыми. Повысить эмоциональность и вместе с тем интенсивность волевых усилий хортиста помогают игровой и соревновательный методы. В учебно-тренировочном процессе целесообразно применять специальные приемы для воспитания морально-волевых качеств, формирования эмоциональной стойкости спортсменов: 1. Мобилизация силы хортистов путем разных вводных в тренировочные поединки. Для усиления данного приема целесообразно проводить серию поединков, давая одному из соперников фору в две три оценки (несколько баллов), что стимулирует хортиста к действию с максимальным напряжением силы независимо от достигнутого преимущества, тем самым наиболее качественно проводя концовки поединков. 2. Использование в последующих учебных поединках спортсменов, которые отдохнули. Для повышения атакующей активности хортиста целесообразно проводить замену спарринг-партнера. Это выполняют несколько раз на протяжении поединка. Постоянно происходит обострение ситуаций поединка, повышение темпа, активности, скорости. 3. Создание условий, которые максимально приближены к соревнованиям. Все запланированные занятия должны выполняться независимо от любых обстоятельств и погодных условий, создавая трудности для хортистов: поединок в состоянии усталости, тренировка на снегу, под дождем (исходя из возраста участников тренировки), неожиданное увеличение времени поединка, "необъективное" судейство и т.п.. 4. Определение промежуточных задач. Во время применения этого приема для достижения определенной главной цели последовательно на протяжении тренировочного процесса ставят конкретные задачи, на выполнение которых направляют усилия спортсмена. 5. Повторные самоприказы. Преодолеть усталость помогает убеждение относительно необходимости и своей способности полностью выполнить задачу. Чем большей становится усталость, тем большего значения приобретают повторные самоприказы, высказанные в категоричной форме. В самые напряженные моменты их можно произносить вслух.