Спортивная подготовка спортсменов хортинга - это педагогический процесс, целью которого является достижение высоких спортивных результатов. Цель тренировки обуславливает последовательное решение разных по масштабу общих и отдельных задач, основные из которых можно сформулировать следующим образом: - обеспечение всесторонней физической подготовленности; - формирование технико-тактической подготовленности; - повышение уровня тренированности; - организация воспитательной работы на принципах общечеловеческой морали; - привитие навыков соблюдения спортивной этики и дисциплины; - укрепление здоровья, соблюдение требований личной и общественной гигиены, гигиены тренировки и режима спортсмена, организация врачебного контроля; - систематическое участие в официальных спортивных соревнованиях по хортингу.
Согласно этой программе перед спортивной группой ставятся следующие задачи: 1. Подготовка всесторонне развитых юных спортсменов высокой квалификации, обеспечение укрепления их здоровья и разностороннего физического развития. 2. Создание условий для удовлетворения потребностей широких слоев населения в сохранении здоровья и активном отдыхе. 3. Создание условий для профессиональной ориентации молодежи в области спортивно-оздоровительной деятельности, привлечение детей и юношества к занятиям хортингом. 4. Создание материально-технической и методической базы для привлечения детей и подростков к здоровому образу жизни, профилактика правонарушений и использование вида спорта - хортинг, как способа продолжения боевых и культурных народных традиций, воспитание патриотизма, любви к Родине, высоким гражданским идеалам, необходимости использования знаний и умений хортинга на добрые дела, мотивации физического и духовного самосовершенствования личности.
Для решения этих задач руководители спортивной группы и инструкторский состав в своей повседневной практике должны уделять особое внимание: - созданию условий для проведения регулярных круглогодичных занятий, прививать интерес тех, кто занимается к выбранному ими виду спорта - хортинг; - организации систематической воспитательной работы в духе моральных принципов, привитию юным спортсменам привычек соблюдения спортивной этики, организованности, дисциплины; - четкой организации учебно-воспитательного процесса, использованию данных науки и передовой практики как важнейших условий систематического усовершенствования спортивного мастерства и волевых качеств занимающихся; - систематическому проведению спортивных соревнований и активному участию спортсменов в соревнованиях своего коллектива, района, города, области, национальных и международных соревнованиях по хортингу; - овладению спортсменами необходимых теоретических знаний, (согласно требованиям "Международной Программы Хортинга") как фактора повышения качества и эффективности занятий; - привлечению родительского актива к участию в организации учебно-воспитательной работы.
Содержание спортивной подготовки
В спортивную подготовку входят: физическая, техническая, психологическая, тактическая, теоретическая и интегральная подготовки. Физическую подготовку разделяют на: - общую физическую подготовку (ОФП), которая направлена на повышение общей трудоспособности; - вспомогательную физическую подготовку (ВФП), которая направлена на развитие координационных способностей, скорости реакции на объект, который двигается, расширение возможностей предугадывания (предусмотрения направления атаки); - специальную физическую подготовку (СФП), направленную на развитие специальных физических качеств; - функциональную физическую подготовку (ФФП), которая обеспечивает "выведение" спортсменов хортинга на высокие объем и интенсивность тренировочных нагрузок.
В технической подготовке выделяют: - ударную и блокирующую технику рук; - ударную и блокирующую технику ног; - технику бросков со стойки; - технику в положении лежа; - технику стоек и захватов; - технику падений; - технику выведений из равновесия; - технику сохранения равновесия; - технику контрприйомов.
В психологическую подготовку входят: - базовая - психическое развитие, образование и обучение; - тренировочная - формирование значащих мотивов и благоприятного отношения к тренировочным задачам и нагрузкам; - соревновательная - формирование состояния оптимальной боевой готовности (ОБГ), способности к внимательности и мобилизации.
Тактическая подготовка может быть: - индивидуальной - составление плана проведения поединка, соревнования; - групповой - отбор и расстановка спортсменов хортинга в команде, тактика борьбы; - командной - формирование команды, определение командных и личных задач в командных соревнованиях.
При этом различают такие виды тактики: - тактика проведения технического действия (в стойке или лежа); - тактика проведения поединка с соперником; - тактика проведения турнира.
Теоретическая подготовка - формирование у спортсменов хортинга специальных знаний, нужных для успешной деятельности в хортинге. Может осуществляться в ходе практических занятий и самостоятельно.
Интегральная подготовка "обкатка" направлена на приобретение соревновательного опыта, повышения стойкости к соревновательному стрессу и надежности выступлений. Может осуществляться в процессе соревнований и модельных тренировок.
Принципы спортивной подготовки
Учебно-тренировочные задачи решаются на началах реализации трех групп принципов: - общепедагогических (дидактических) - воспитательного обучения, сознания и активности тех, кто занимается, наглядности, систематичности, доступности и индивидуализации, прочности и прогрессирования; - спортивных - направленности к высшим достижениям, специализации и индивидуализации, единству всех видов подготовки, непрерывности и цикличности тренировочного процесса, постепенности повышения требований, волноподобности динамики нагрузок; - методических: а) опережение - опережающее относительно технической подготовки развитие физических качеств, раннее овладение сложных элементов техники, создание перспективных комбинаций хортинга; б) универсальность - формирование эффективной техники нападения и защиты в борьбе стоя и лежа; в) соразмерность - оптимальное и сбалансированное развитие физических качеств; г) сопряженность - поиск средств, которые бы позволяли решать несколько задач, например объединять техническую и физическую подготовки; д) чрезмерность - применение тренировочных нагрузок, которые превышают в 2-3 раза соревновательные, овладение нестандартных, рискованных технических элементов и комбинаций, которые ставят соперника в безысходность; є) моделирование - широкое использование разных вариантов моделирования соревновательной деятельности в тренировочном процессе; ж) централизация - подготовка наиболее перспективных спортсменов на центральных сборах с привлечением к работе с ними лучших специалистов.