Ориентировочный план психологической подготовки в годовом цикле тренировки
Этап подготовки Задача Средства и методы Обще-подготовительный 1. Формирование значащих мотивов напряженной тренировки
2. Формирование благоприятных отношений к спортивному режиму и тренировочным нагрузкам
3. Усовершенствование способности к самоанализу, самокритичности, требовательности к себе. 4. Развитие волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упрямства, смелости и решительности, выдержки, терпеливости и самовладнання, самостоятельности и инициативности 5. Формирование системы специальных знаний о психике человека, психические состояния, методы психорегуляції 6. Овладение приемов саморегуляции психических состояний: - изменение мыслей по желанию; - применение самоприказа; - успокаивающая и активизирующая разминка; - дыхательные упражнения 7. Развитие психологических функций и качеств, нужных для успешной деятельности в хортинге: высокой активности, старание захватить инициативу, доминирование в тактическом и психологическом отношениях, ориентация и успех деятельности по адекватной самооценки, скорости и глубины мышления Постановка перед хортистом трудных, но осуществляемых задач, убеждение относительно его широких возможностей, одобрение стараний достичь успеха, поддержка достижений Беседы, объяснение, убеждение, примеры выдающихся спортсменов, личный пример, поощрение и наказание --/ То же самое / --
Регулярное применение тренировочных задач, которые вызывают у хортиста обьективные и субъективные трудности, проведение тренировок в усложненных условиях
Лекции, беседы, семинары, изучение специальной литературы, самонаблюдение и самоанализ
Специальные задачи, постоянное обновление учебного материала и изучение нового, применение методических приемов, которые разрешают акцентировать внимание на психологических функциях и качествах, которые развиваются --/ То же самое / -- Специально-подготовительный 1. Формирование значащих мотивов соревновательной деятельности
2. Овладение методиками формирования состояния боевой готовности к соревнованиям
3. Разработка индивидуального комплекса мер по настраиванию
4. Усовершенствование методики саморегуляции психологического состояния
5. Формирование эмоциональной стойкости к соревновательному стрессу
6. Обработка индивидуальной системы психорегулирующих мероприятий Вместе с хортистом определить задача следующего соревновательного периода в целом и конкретизировать их на каждые соревнования. Корректировать задачу соответственно потребности Разработать индивидуальный режим соревновательного дня, подвергнуть испытанию его на учебных и прикидочных соревнованиях, проанализировать, внести поправки, корректировать соответственно потребности Разработать комплекс действий хортиста перед вызовом на хорт, подвергнуть его испытанию. Вносить коррективы соответственно потребности Совершенствовать в применении методов саморегуляции в условиях соревнований: во время модельных тренировок, прикидок, учебных соревнований Во время подготовки к основному соревнованию провести хортиста через систему учебно-подготовительных соревнований, определить индивидуально целесообразную норму таких соревнований Путем самоанализа определить эффективные психорегулирующие мероприятия: прогулки, экскурсии, поездки за город, кино, концерты, чтения, игры Соревновательный 1. Формирование уверенности в себе, своих силах и готовности к высоким спортивным результатам
2. Сохранение нервно-психологической свежести, профилактика нервно-психических перенапряжений 3. Мобилизация сил на достижение высоких спортивных результатов
4. Снятие соревновательного напряжения Объективная оценка качества сделанной тренировочной работы, реальной готовности хортиста, разуверение его относительно возможности решить поставленные соревновательные задачи Применение индивидуального значащего комплекса психорегулирующих мероприятий Применение всего комплекса отработанных прежде средств формирования боевой готовности и профилактики неблагоприятных психических состояний Разбор результатов соревнований, анализ ошибок, обсуждение возможностей их исправление, постановка задач на будущее, отвлекающие, восстановительные и психорегулирующие мероприятия